Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Фотоанималистика в двух словах_часть первая
t66x
Этот пост нужно было написать очень давно... Но лучше поздно, чем никогда.
Фотоанималистика

Это, по сути, рассказ обо всех тонкостях, которые я использую в фотосъемке. Хоть я и не считаю себя каким-то выдающимся фотографом, и, в общем-то, себя к этим людям не отношу, но мне часто (уже чересчур часто) задают одни и те же вопросы, на которые я не могу физически ответить каждому, а тем более написать небольшую лекцию.


Нет, мне не жалко, мне тупо некогда. Эту серию постов я пишу для новичков, в них я постараюсь рассказать об азах в фотоанималистике, и мои методы в этом деле могут немного или даже серьезно отличаться от того как снимают другие фотографы. Не исключено, что я многого не знаю, но это для меня не так важно, важно, что я в лесу, в поле, на болоте, наедине с природой, в этом весь кайф. Итак, начнем с первого и самого популярного вопроса.

«Какие у тебя стекла?», или « чем снимаешь?»

У меня в арсенале всего два стекла, это мой основной объектив, который я никогда не снимаю — Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS, бленду от которого я успешно потерял где-то в лесу. Вполне хорошее стеклышко, иногда подводит, но не критично. В целом я им доволен: ударопрочный, пылезащищенный, быстро фокусирующийся, а главное — бесшумный. Единственный существенный минус — это то, что его конструкция представляет собой тромбон, и из-за этого пыль потихоньку засасывается прямо на матрицу фотоаппарата посредством создания вакуума, я считаю.
Ну и цена... Многие считают, что это дорого и берут всякие сигмы или тамроны, фокусные которых гораздо выше, типа 150-500, считая, что длина "трубы" в этом деле — главное. Их цена несколько ниже, примерно тысяч в десять, однако, и качество изображения оставляет желать лучшего, поэтому я советую не экономить.
Однако, в странах, где птицы не боятся человека и подпускают к себе довольно близко, например, в Индии, можно обойтись меньшими фокусными расстояниями, например, 200 мм будет вполне достаточно.



Я также иногда ношу с собой кит 18-55, он у меня на всякий случай и всегда прикручен на второй фотоаппарат (который раньше был первым), это старенький Canon EOS 500D. Использую его редко, для снятия общих планов и для дружеских посиделок. Если бы были лишние деньги, я бы не отказался от какой-нибудь фиксы на 14 мм.
Кстати, я пользуюсь Кэноном ни по каким-то религиозным убеждениям, а просто так исторически сложилось.



«Каким фотоаппаратом пользуешься?»

Не так давно я стал счастливым обладателем Canon EOS 70D. Честно говоря, когда я его покупал, думал, что буду неистово снимать видео и пользоваться дистанционной съемкой, именно на эти две фишки упиралась вся реклама этого девайса. Но шло время, а час, когда я начну этим пользоваться, все еще далек. Пришел к мнению, что для съемки видео нужна видеокамера, а не фотоаппарат. В целом я доволен этим чудом инженерной мысли, удобно лежит в руке, относительно легок, управление на уровне интуиции. Из абсолютно ненужных штук выделил бы сенсорный дисплей.



«Какие настройки и режимы камеры выставляешь?»

Не буду углубляться в заумные рассуждения по поводу диафрагмы и прочих хитростей, скажу лишь, что почти все снимки я делаю примерно с одними и теми же настройками в режиме "AV", то есть в приоритете диафрагмы, это когда фотоаппарат сам выбирает оптимальную выдержку для того или иного снимка. Очень удобный режим для прогулки в лесу, когда на изменение выдержки нет времени. То есть, с одной стороны у вас будет солнце и выдержку можно опустить, а с другой стороны теневая или контровая освещенность, в которой выдержку нужно поднимать еще выше, чтоб получить оптимальный по гистограмме кадр. Часто на это просто нет времени, ведь птицу не попросишь замереть или перелететь на более удобную в плане света ветку.

Фотоанималистика

Диафрагма, глубина резкости (ГРИП), все это одно и тоже значение — «F».

Я использую значения от 5 до 10, в зависимости от размера птицы или освещенности, также можно пользоваться этим параметром при создании художественной задумки.
Чем меньше птица или животное, тем ниже и значение "F", тоесть, если, скажем, снимать во́рона на диафрагме 5, то, скорее всего, в фокусе будет только клюв птицы, а для миниатюрного королька это будет вполне приемлемое значение.
Маленькая глубина резкости размывает фон, это позволяет выделить объект съемки и расставить акценты. Также я всегда рекомендую выбирать самую низкую из возможных точек съемки, то есть если снимать (в моем случае животное) сверху вниз или снизу вверх, как обычно снимают новички, то ни о каком размытом фоне речи идти не может. Помните, чем дальше от модели находится фон, тем больше будет фоновое размытие. Поэтому я всегда стараюсь либо лечь, либо хотя бы присесть на уровень модели, также иногда приходится и залезть повыше, все это делается для одной цели — отдалить задний план и как можно сильнее его размыть. Однако, это совсем не означает, что вам нужно плюхаться на землю или карабкаться на дерево при каждом удобном случае, возможно, в какой-то ситуации будет интереснее снимать именно с разных точек, например, как на этом кадре.

Фотоанималистика

При постановочной съемке фону я всегда стараюсь уделить максимум времени. Часто, если это зимняя кормушка, я ставлю позади еловые или иные ветки, чтобы создать фон приятного зеленого цвета. Если же фотографирую с подхода, то пытаюсь подойти так, чтобы на заднем плане было что-то выгодное и интересное, например, показать биотоп животного, чтобы глядя на фотографию стало ясно местоположение. Например, на этом снимке видно, что белка находится в смешанном лесу, это ее родная стихия.

Фотоанималистика

ИСО (светочувствительность)

Вкратце об исо: повышение числа исо позволяет фотографировать в более пасмурную погоду, однако при этом на фотографии получается, так называемый, шум. В этом деле, конечно, важен сам фотоаппарат, тот же 500D при исо в 800 делал такие жуткие шумы, что даже мне было бы стыдно это показывать, некоторые же модели фотоаппаратов не дают шумов при исо в 1200 и больше. При всем при этом, самое любимое мое освещение — это когда солнце чуть-чуть пробивается сквозь облака, тогда на моделях нет явных засветов и жестких теней, но при этом приходится поднимать исо, чтобы компенсировать выдержку и не получить на выходе размазню. Однако даже тогда, когда я снимаю на высоких исо и получаю шумную фотографию, то при обработке шумы не давлю, принципиально, как снял так и будет.

Фотоанималистика

Выдержки

Иногда я снимаю в режиме ручной настройки (M), это требует больше опыта, но научится не сложно. Конечно, этот режим стоит включать тогда, когда вы планируете снимать птиц в полете, а не статичные кадры.
Я считаю, что этот режим следует использовать только тогда, когда вы точно уверены в освещенности объекта, так как единственное, существенное, его отличие от режима AV — это способность влиять на выдержку, то есть на продолжительность закрытия затвора. Например, при съемке ночных звезд фотографы задают очень высокую выдержку, которая измеряется в минутах или даже в часах, для того, чтобы за это время на матрицу попало как можно больше света. В нашем случае, выдержку стоит наоборот уменьшать, например до 1/2000 секунды, это позволит "заморозить" животное налету или в движении, но при этом нужно либо увеличивать исо, либо уменьшать диафрагму, но лучше находить золотую середину. Например — F8, 1/5000, iso 800.
Разумеется есть и более легкие, а с другой стороны одновременно сложные, способы "заморозки" такие как вспышки, но я ими не пользуюсь, предпочитая естественный свет.
Фотоанималистика

Компенсация экспозиции.

Это еще одна настройка фотоаппарата, предусмотренная для управления освещенностью фотографии. Как говорит википедия, это принудительное введение поправки в измеренную экспозицию для компенсации ошибок измерения или достижения художественных эффектов.
В общем, этот параметр отвечает за освещенность кадра, если вы хотите сделать кадр светлее, то крутите бегунок вправо, для того чтобы сделать кадр темнее - влево. Я этим пользуюсь крайне редко, по причине того, что часто этот параметр забываю изменить в последующей съемке. Допустим, если сегодня вы снимали в пасмурную погоду и выставили бегунок на значение "+2", а завтра решили поснимать в солнечную погоду и забыли этот параметр, то не удивляйтесь тому, что ваши снимки будут пересвечены, и наоборот.

Фотоанималистика

Правила трете́й — это еще одна небольшая хитрость.

Для более лучшего понимания этого правила я рекомендую почитать другие, более детальные, статьи.
Вкратце, это правило деления фотографий на три части, а в пересечениях этих линий размещается все самое интересное.
Я почти всегда стараюсь следовать этому правилу и оставляю свободное для редактирования пространство. В фотошопе у меня специальный шаблон, в котором два слоя, один отображает сетку третей, на втором подпись. Опять же, это мое видение, я выбрал такой способ, вы же можете использовать любой другой или не использовать ничего вовсе.

Фотоанималистика

Штатив

Также одним из важных средств, почти в любой фотографии, является штатив, особенно он незаменим при съемке из укрытия, когда держать руки на весу в одном положении становится затруднительно. А при нервных моделях, таких как птицы, и вовсе не приемлемо, так как любое шевеление они будут воспринимать как угрозу, исключения составляют лишь прикормленные птицы.

В моем наборе имеются два штатива. Один я брал специально для съемки видео, тяжелый и очень высокий (1,7 м) — «Leica TRI 100», с плавно вращающейся головкой. По сути, этот штатив геодезический и не предназначен для фотоаппарата, так как его головка не позволяет развернуть фотоаппарат в вертикальное положение, однако, в моем случае, это решается поворотом объектива. Штатив этот относительно дешев, я брал его за 2500 рублей, сейчас, конечно, цена подскочила до 5000. Его основные минусы — это вес (2,20 кг) и минимальная высота для съемки (50 см).

Фотоанималистика

Второй мой штатив «Continent HT-3 Profi», более легкий и компактный, а главное — дешевый, около 2500 рублей.
После небольших манипуляций с ножовкой его высота стала значительно ниже и позволила снимать с нижней точки. Это мой основной штатив, он также прекрасно крепится к моему рюкзаку. Его ножки можно раскладывать независимо друг от друга, что очень кстати на неровных поверхностях.

Фотоанималистика

Рюкзак

При покупке рюкзака для фотоохоты мне хотелось, чтоб рюкзак имел несколько качеств, а именно: вместительность — чтоб он мог "съесть" объектив вместе с фотоаппаратом, а также имел дополнительные кармашки под разные мелочи. Ну и, конечно, был не дорогим. Так мне подвернулся «vanguardup-rise 46» по цене 2500 рублей, купил я его с рук на авито, рюкзак был новым, со всеми бирками. Я сразу с ним слился, в нем много удобных карманов, а также карман на боку для того, чтобы доставать фотоаппарат, не снимая рюкзака, прямо на ходу, вся процедура занимает 10-15 секунд.
Единственный минус — это металлические собачки, которые при ходьбе очень сильно стучали, я срезал их сразу и заменил на пластиковые.

Фотоанималистика

На сегодня это все. Если вам кажется, что я что-то утаил, пишите в комментариях пожелания к следующей части.
Продолжение следует.

  • 1
Всё это уже пройдено, тысячи раз проиграны в голове всякие сцены и сопутствующие им диафрагмы, но всё-равно, материал читается с интересом. Наверное потому, что каждый из нас не совсем доволен полученным результатом и хочется чего то большего.

Соглашусь что пройдено, но меня за неполный год моего нахождения в ЖЖ спросили уже раз 10 по подобные азы фотоанималистики. Причина специальной литературы для человека, который увлекся этой темой практически нет. Кроме этого из 15 - 20 начальных постулатов один - два и более опытным фотографам пригодятся.
Рассказ нужен, я бы на месте автора его закрепил в личном промо или вторым топом (если это возможно).

Edited at 2015-03-31 15:41 (UTC)

Спасибо, Михаил! У меня и первого поста нет закрепленного! Нужно подумать об этом.

Вопросов много, а ответов нет. Постараюсь собрать как можно больше информации для новичков.

Спасибо за первую часть, Женя.

Очен интересно - молодец !!! Познавательно и читается легко , жду продолжения !!!

Спасибо! Даже тебе пригодилось?

Повторение - мать ученья! Так что лишний раз не помешает всё вспомнить, спасибо. Очень даже интересно!

Хорошая запись :)

А помимо всего технического, нужно ещё знать, где искать живность, иначе в кадре будут одни воробьи да голуби :-D

ну это тема на несколько постов)

Это да! Постараюсь всю подноготную раскрыть!

у тебя объектив как новый!) На моем уже надписи плохо видны.
Кстати бленда - полезная штука для защиты от дождя, я новичкам рекомендую, когда спрашивают докупать девайс или нет.

У меня бленда шла в комплекте сразу. Сейчас она стоит около 4к, а Китай что-то не хочется. Моему объективу скоро три года будет.

Спасибо за курс! Поучительно и интересно! А пульты ДУ используете?

Пожалуйста. Пульт мне не нужен, у меня в фотоаппарате Wi-Fi который управляется с телефона или планшета. Но и пультик проводной тоже имеется, пользовался им всего несколько раз.

И опыт, сын ошибок трудных... Интересно, но предполагаю что написание пособия по фотоанималистике ожидает еще многих открытий, и по наблюдениям в природе и по используемой аппаратуре.

Спасибо Андриан! Постараюсь раскрыть все что знаю.
Когда-то сам до всего доходил и, разумеется, сейчас тоже делаю открытия.

Спасибо! Интересно почитать. В принципе всё так же, кроме режима. Всегда снимаю в ручном режиме. Возьму на заметку, надо будет попробовать с приоритетом диафрагмы

Пожалуйста.
АВ лучший режим для статики, на мой взгляд.

Знакомая ситуация с разложенным штативом. У меня практически точно так же. Как ты решаешь проблему с затекшей шеей в лежачем положении?

Когда снимаю, голову на время просто опускаю, но все равно тяжко.

Вроде все описываемое довольно давно знаю, а читается увлекательно, интересно видение другого фотографа,плюс у меня другие камера и объективы, и интересно было узнать впечатления о описанной Вами технике. В общем, благодарю за интересную тему, жду продолжения. Для меня было бы интересно прочесть о Ваших методах использования и конструкциях скрадков, вообще о применяемых Вами способах фотоохоты, поиске мест и объектов съемки.

Спасибо за отзыв. Вторая часть, скорее всего будет о скрадках.

Да, это пожалуй будет ещё полезней и интересней! То что нужно новичкам, которые ознакомлены с процессом, но не с птицами =)

Всё как надо написано, и по сути то же, что делаю я сейчас абсолютно =) кроме режима съёмки, забавно

Да настройки почти те же, но снимаю исключительно в ручном почему-то, я так уверенней в своих возможностях...

Хорошая статья, думаю, для новичков очень полезная. На самом деле техническая составляющая играет не первую роль, объектив нужен, камера нужна. А остальное дело привычки и стиля съемки. Как правило самый ценный ресурс в фотоанималистике - найти время для очередной вылазки на природу. И чем чаще вылазки, тем меньше запариваешься над техникой.

Спасибо, Вячеслав! И за личное сообщение тоже.

Спасибо за обзор - очень познавательно!

Пожалуйста, рад что понравилось!

Евгений, спасибо! Интересно! Ждём продолжения!

Пожалуйста. Пока некогда особо, но я продолжу.

Толково написано. Практически под каждым словом готов подписаться ;) Отличия у меня - пользуюсь одним фотоаппаратом (Canon EOS 7D) и второй объектив (первый, понятно, 100-400mm) Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM (брал для съемки людей в условиях плохого освещения). А так - снимаю с приоритетом диафрагмы чаще всего. Штативом, правда, не пользуюсь. Ракурсы съемки и прочее - добавить нечего :)))
Жду поста про скрадки.

Спасибо! Рад что понравилось! Буду готовить про скрадки!

Женька, ты монстр и невероятный молодчина! :) Умение так излагать - это дар :)
Шикарный и доходчивый мануал для тех, кто не родился уже с фотоаппаратом :))
Неужели тв смог свою красавицу-жену, всё пернатое считающую воробьями, завлечь таки темой? :))

Привет! Спасибо.
Нет, супруга просто кривлялась с фотоаппаратом. На первых кадрах это фотосессии даже крышка объектива не снята :)

валентина

(Анонимно)
Спасибо,Евгений! Для меня полезная информация.Хотя настройки почти те же самые.Летящие птицы снимаю на АV, F-8, iso-1250.Для солнечного дня.Теперь понимаю,что iso можно смело уменьшить,для лучшего качества.Остальное взявла на вооружение.Жду рассказ об укрытии.

Re: валентина

Пожалуйста. В принципе способов очень много.

Жень, прости, что беспокою.
Скажи, пожалуйста, это у меня желтая трясогузка, или ЖЕЛТОГОЛОВАЯ трясогузка?

Хорошие фотки.

P.S. Давай дружить!

фываф

(Анонимно)
фыва

  • 1
?

Log in